bisluk1 (bisluk1) wrote,
bisluk1
bisluk1

Categories:

Героями не рождаются


 

Александр Гордон: Если верить Шекспиру, то весь мир театр. И мне представляется, что лучшей сценой для всяких театральных экзерцисов была, есть и остается семья, все таки мы в семье проводим большую часть жизни, там наши основные зрители.  Сегодня мы начинаем говорить о ролях, которые играют люди.

Ольга Троицкая: Есть роли о которых и смысла нет говорить- брат, сват, отец, мать, руководитель, вагоновожатый. Мы легко входим в эти социальные позиции и понятно, что надо их хорошо  выучить и  хорошо исполнять. Селяви. Такова жизнь.

А есть другие роли. Это те способы  поведения, которые люди у себя замечают и относят к себе со словами: вот таким я родился. Я по-другому не могу.

Это тот способ общения, который человек  каждый раз демонстрирует, как только он лично заинтересован и у него появился хотя бы минимальный стресс. Вот стоит ему заволноваться и он начинает вести себя определенным образом, каждый раз одинаковым.

Иногда люди настолько срослись в определенной поведенческой реакцией, что это уже амплуа.  И у человека  есть ощущение, что внутри них кто- то нажимает кнопки и они начинают действовать в определенной роли.

- А.Г: Дайте я предположу, уже подкованный наши предыдущими разговорами:  роли  закладываются в раннем детстве в семье?

О.Т: -  Конечно. Давайте рассмотрим сегодня очень интересную, и актуальную для нашего времени роль Героя. Героями как известно не рождаются, а становятся.  И становятся, как правило, в не очень счастливых семьях. Это семьи, где муж и жена уже  не интересны друг другу и давно бы разбежались, но ничего «критического» вроде бы не происходит, муж не пьет, жена не гуляет.  И к тому же признавать, что  семья не получилась – очень не хочется. На этой стадии женщина и мужчина очень часто принимают решение завести ребенка. Или второго ребенка. Они надеются ребенком спасти свой брак, прикрыться им как щитом. И вот такой ребенок рождается и родители  начинают «жить ради детей» и делать из ребенка Героя. Такой ребенок учится на пятерки, он лидер, женится всегда на первой красавице, идет по жизни очень позитивно и очень успешно.  «Спортсменка, комсомолка, активистка». Родители как бы предъявляют обществу этого ребенка и говорят:  разве в плохой семье мог вырасти такой хороший мальчик?  

А.Г:- Ну,  выходит все же родители не зря старались,  по крайней мере сделали хорошее для ребенка дело.

О. Т.: - Да, роль Героя очень одобряема обществом, но при этом  мало кто обращает внимание на одну очень тревожную вещь- у Героя всегда  очень странные способы взаимодействия с миром. Он  сверхответсвенный, требовательный, он  раздражается, если люди вокруг него не идеальны и делают что-то не на пятерку. Он делает людей вокруг себя «инвалидами»-если что-то делается медленно и не очень хорошо,  то Герой  выхватывает это  из рук и делает сам. Люди  в такой ситуации  чувствуют себя не вполне полноценным.  Быть рядом  с Героем очень трудно.  Это предельно  тревожная фигура.  Больше всего на свете Герои боятся стать Неудачниками хоть в чем-то. Обычный человек за свою жизнь может испытывать взлеты и падения, не унывая при этом и не теряя  веры в себя и уважения к себе. А вот если у Героя что то  не получилось- Герой ломается. Рушится.  Поэтому так и говорят:  слабые люди, как прутики в бурелом- гнутся - да не ломаются, а сильные – как  толстые дубы- выкорчевываются сразу с корнями. Герой лучше совсем ничего делать не будет, чем ошибется или сделает не идеально. Четверка- нельзя, тройка-  конец света!  

А.Г: - А семья настаивает, чтобы были только пятерки,  упорно делает из ребенка Героя, даже если видят что он не справляется с ролью.

О.Т.: Да. И тут возможны довольно тяжелые последствия. Ко мне на терапию  несколько лет назад привели девочку 8 лет. Из семьи как их тогда называли  «новых русских».  Девочке этой с детства говорили, что она самая красивая и умная, лучше всех танцует и поет и стишки читает.  И родители в  4 года  решили начать  учить ее грамоте. Видимо  хотели, чтобы она Энциклопедию всю к школе уже прочла, и все учителя бы восхитились таким ребенком, а через ребенка и родителями. А у этой девочки по каким –то причинам, скорее всего просто физиологическим, в этом возрасте еще не сформировалась способность к усвоению такой информации. Она к годам 7 спокойно бы с этой наукой справилась, и была бы успешна, а в 4 года- была просто еще не готова. И родители были в панике- как это у нее не получается?!?  Заорали на нее- сиди, учи буквы. Наняли репетитора. Эта девочка, как Герой семьи, внутренне мгновенно рухнула- у нее не получается!- и закрепила программу:  лучше не делать ничего!  Вот пошла она в первый класс, так не выучив буквы, и  она ухитрилась  за весь первый класс- не выучить ничего! Она не писала, не читала, не считала.   Ко мне ее привели с  подозрением на диагноз «умственная отсталость». Ко мне вошла красивая, умная, моторно прекрасная развитая девочка, у которой было  непоколебимое убеждение, что ничего и никогда она учить не будет.  Я  тогда в первый раз видела экзистенциальную драму ребенка. В какой то момент я ей сказала- ну ты же можешь делать это  как угодно- хоть на четверку, хоть на тройку,  даже двойку можешь получить, не обязательно на отлично, не обязательно быть лучше всех! Она посмотрела на меня огромными глазами и спросила- Что правда можно? И они разрешат? И зарыдала так, что я вспоминаю это до сих пор.  В силу того, что она действительно очень умный человечек она очень четко схватила от родителей это послание: я нужна вам только с пятерками!

А.Г: -Но миновать стадию обучения нельзя,  в реальной жизни все  сразу не бывает,  нужно  учиться, осваивать какие –то вещи. И в процессе постижения  всегда будут периоды,  когда ты еще не знаешь предмет на пять.

 

О.Т.: - Я не волшебник, я только учусь!  Конечно. А для Героя это невозможно сложная ситуация, поэтому как ни странно  Герой очень не любит риска. Он изначально должен быть уверен, что «не упадет в грязь лицом». И поэтому он не свободен. Его успешность- это его тюрьма.  Такие люди, как правило, став взрослыми, не начинают новых дел, не меняют работу, не уходят из семей, мало чему  учатся, это люди с очень поверхностным жизненным  багажом. «Опыт- сын ошибок трудных» - это не про Героя.

  Герой  любит отвечать за дело, которое делает и за людей, которые его окружают, но он никогда не отвечает за себя. Он живет в семье и в обществе, до себя ему по большому счету дела нет. Он может пропустить инфаркт работая в поте лица, может сорвать здоровье. Истории про ушедших на пенсию больших успешных начальников великолепно это иллюстрируют. Вышел на пенсию и буквально за 2 года превратился в дряхлого старика и быстро-быстро умер. Не смог привыкнуть к новой жизни пенсионера (неудачника)

-А.Г.: Да, как говорил один персонаж перед выходом на пенсию: Я или сопьюсь или в домино сыграюсь. А казалось бы такая привлекательная роль –Герой…

 

Продолжение следует


Tags: Гордон-Троицкая
Subscribe

  • Ради детей?

    Александр Гордон: - Мы все знаем такие случаи, когда супруги уже не хотят вместе жить, но не разводятся «ради детей». Считают, что…

  • Не живи!

    Тема нашей сегодняшней беседы- родительские послания. Давайте сразу «быка за рога»: что это вообще такое-такое родительские послания?…

  • Как делают девочек

    Часть 1. Александр Гордон: - Ольга Иосифовна, сегодня будем говорить о девочках. В первой части мы говорили о мальчиках, воспитанных «на…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments

  • Ради детей?

    Александр Гордон: - Мы все знаем такие случаи, когда супруги уже не хотят вместе жить, но не разводятся «ради детей». Считают, что…

  • Не живи!

    Тема нашей сегодняшней беседы- родительские послания. Давайте сразу «быка за рога»: что это вообще такое-такое родительские послания?…

  • Как делают девочек

    Часть 1. Александр Гордон: - Ольга Иосифовна, сегодня будем говорить о девочках. В первой части мы говорили о мальчиках, воспитанных «на…